Ивано-Франковск (Станислав или Станиславив до 1962 г.) - административный центр Ивано-Франковской области, значительный экономический и культурный центр на западе Украины, расположившийся в предгорье украинских Карпат, вблизи древнего Галича – столицы Галицко-Волынского княжества. Курорт Ивано-Франковск находится в междуречье Солотвинской и Надвирнянской Бистриц. Численность населения города составляет около 270 тысяч человек.
Всё большее количество туристов со всего мира предпочитают отдых в Карпатах. Среди множества красивых городов Прикарпатья, особенно нравится приезжим Ивано-Франковск. Благосклонны к нему даже те, кто с первого взгляда влюблен в аристократический Париж или золотую Прагу. По уровню комфортабельности и сервиса Ивано-Франковск - курорт, который не уступает известнейшим курортам Европы. Для отдыхающих открывают свои двери гостиницы и отели, пансионаты и санатории, базы отдыха и частные усадьбы.
Достаточное развитие туристической инфраструктуры получил и частный сектор Ивано-Франковска. Без особого труда все желающие могут снять дом, квартиру в Ивано-Франковске со всеми удобствами.
Ценителей живописных ландшафтных пейзажей порадует самая высокая гора в Украине – Говерла, на склонах которой сияет целая россыпь Прутянских водопадов. Не менее интересны для приезжих скалы-песчанники причудливых форм, каждая из которых окутана рядом легенд и старинных преданий.
Все гости города Ивано-Франковска имеют неограниченные возможности для зимних прогулок в горы, катания на горных лыжах и сноубордах по заснеженным склонам близлежащих гор. Любителей летнего отдыха в Карпатах, курорт привлекает своими чистейшими горными источниками, цветущими лугами, минеральными водами и солями, обладающими уникальными целебными свойствами.
Климат умеренно континентальный. В Поднестровье и Прикарпатье зима довольно мягкая (средняя температура января от ?4 до ?5,5 °C), лето тёплое (июль 18-19 С). Осадков 500—800 мм в год. Продолжительность вегетационного периода до 210—215 суток. В Карпатах климат более суровый и влажный и сильно меняется с высотой; средняя температура января понижается от ?6 до ?9 °C, июля от 17 до 6 °C; количество осадков увеличивается от 800 до 1400 мм и более. Вегетационный период сокращается до 90 суток.
Приехав на отдых в Ивано-Франковск, обязательно посетите Рыночную площадь и 49,5-метровую ратушу с позолоченным несколько лет назад куполом, сохранившиеся до наших дней в слегка видоизменённом виде. Пройдясь по центральным улицам курорта, вы найдёте отражение градостроительных акцентов эпохи Барокко. В планировках же предместий и храмов Ивано-Франковска хорошо просматриваются идеи Ренессанса о «идеальном городе». Учитывая оригинальность и противоречивость архитектуры города, его можно назвать «малым Львовом». Посещение исторических памятников города только закрепит славу о нём, как о сокровищнице архитектурных сооружений Украины.
Советуем посетить такие памятники:
• Ратуша - 1871 г.
• Собор с могилами Потоцких - 1700 г.
• Иезуитский костел и монастырь - 1715 г. (ныне униатский собор)
• Иезуитская коллегия, в которой в 1750-х гг. учился известный польский поэт Франтишек Карпинский
• Армянская церковь (XVIII в., в ней хранилась почитаемая икона Богоматери, ныне в Гданьске)
• Костел и монастырь тринитариев (XVIII в.)
• Костел Христа Вседержителя 1927 г. В настоящее время единственный католический храм в городе
• Синагога Темпль (арх. Вильгельм Стясный, 1895–1899)
• Замок Потоцких (XVII-XVIII вв.)
• Памятник Адаму Мицкевичу (скульптор Тадеуш Блотницкий, 1898)
Территория города населена разнообразными этническими группами – гуцулами, бойками, покутянами, что особенно заинтересует любителей истории и древних обычаев, ведь каждая из групп отличается присущими только ей языковыми и музыкальными особенностями, архитектурой, традициями.
До Карпат можно добраться четырьмя видами транспорта: самолетом, поездом, автобусом, автомобилем. Состояние межобластных дорог удовлетворительное, международные магистрали хорошего уровня. Аэропорты есть во Львове, Ивано-Франковске, Ужгороде. Ж/д вокзалы есть почти во всех крупных городах. Автостанции во всех крупных поселках.
С транспортом в горах существуют некоторые проблемы. Если брать в рассмотрение маршруты вблизи областных центов - то проблемы не так очевидны. Транспорт ходит достаточно хорошо, стабильно, маршрутов много. Обычно курсируют большие междугородние автобусы и микроавтобусы. Последние намного лучше, так как едут быстрее, надежнее и комфортнее.
Но уже в горах и вблизи границ областей все несколько хуже. Здесь могут быть задержки с транспортом, транспортные средства бывают в плохом техническом состоянии, большое количество людей, проблемы с билетами. Часто автобусы переполнены, ломаются или нарушается график движения. Это нужно учитывать и быть готовыми к задержкам. Также при движении в горах следует учитывать сложность трассы, местами плохое покрытие и зависимость от погодных условий. Зачастую разница скорости движения по обычной равнинной дороге и в горах около 2-3 раз. Можно ориентироваться в среднем на 50 км за час. Зимой возможны заносы, гололед. Летом туман, дождь, ограничение видимости (особенно на перевалах).
Билеты можно брать в кассах вокзалов, можно у водителей автобусов. Но необходимо заранее поинтересоваться этим вопросом, чтобы перед отправкой не быть высаженными или ехать стоя. Время прибытия и отправления лучше сразу узнать у водителя или в кассе: зачастую время прибытия отличается очень существенно из-за типа маршрута и транспортного средства. Иногда лучше подождать следующего автобуса и приехать на место назначения раньше первого.
Лучше всего ехать в первой половине дня. Транспорт активно начинает ходить с 5 часов утра. В вечернее время транспорта намного меньше и уехать сложнее. Ночью можно уехать только на межобластных автобусах или поездом.
Передвигаться можно и ж/д транспортом. Это дешевле и по скорости не уступает автобусам. Но существует всего 2 ветки - Львов - Ужгород и Львов - Рахов. Причем проезд на участке Рахов - Ворохта вовсе не рекомендуется - медленно и очень низкий уровень комфорта. По ветке Ужгород - Львов курсируют электрички - довольно часто. По маршруту Львов-Ворохта курсирует экспресс. По маршруту Львов-Рахов курсирует "Карпатский трамвай" - дизель, 3 раза в сутки (дешево, но не рекомендуем).
Расписания транспорта можно узнать на автостанциях или в справочных службах автовокзалов. Кассиры обычно отвечают время прибытия или отправления так: "о десятій києва". Пугаться не стоит - это киевское время, а привычка сохранилась с тех времен, когда закарпатье было под властью других государств.
Такси. В крупных поселках и развитых туристических центрах есть радио-такси. В крупных городах услуги радио-такси предоставляют несколько компаний. В небольших поселках радио-такси почти нет. Такси можно найти в центре, у остановок транспорта, автостанций, ж/д вокзалов, гостиниц. Если село совсем маленькое, то такси можно не искать. Иногда даже попутку сложно остановить - поскольку изредка проезжают либо местные, либо загруженные машины. Особенно это касается вечернего времени после 19-00 (в летний период). Остановить попутку почти невозможно. Стоимость проезда в такси примерно 1-2 грн за километр. Лучше поторговаться, поскольку часто цена завышена. Еще лучше - изучить карту автодорог и оценить расстояние - таксисты сознательно завышают километраж, чтобы обосновать высокую цену. Водители попуток часто денег вообще не берут.
Некоторые отели, частные усадьбы за дополнительную оплату предоставляют услуги трансфера с вокзалов областных центров. Это дороже, чем добираться самостоятельно, но избавит вас от проблем.
В последнее время власти пытаются уделить вопросу качества перевозок должное внимание, но вопрос решается очень медленно. В пик сезона (обычно новогодние праздники) транспорт переполнен, несмотря на добавочные маршруты. Да и сесть в маршрутку не на конечной остановке бывает очень проблематично.